Конспект открытого урока по химии по теме:
«Химические свойства кислорода»-8 класс. 27.11.2009г.
Учитель химии и биологии-Прокудина Лидия Фёдоровна
Берцелиус.
Цели урока:
Дидактические: способствовать формированию знаний учащихся о кислороде, его свойствах ;обеспечить условия для усвоения учащимися понятий: реакция окисления,
реакция горения, медленное окисление; оксиды; сформировать умения записывать уравнения химических ре акций горения простых и сложных веществ в кислороде ..Давать названия полученным веществам; способствовать осмыслению учащимися роли кислорода на Земле и в жизни человека.
Развивающие :способствовать формированию умений выделять общие и существенные признаки и свойства умений увидеть проблему и найти пути её решения ;умений применять полученные знания на практике и оценивать результаты выполненных действий; продолжить развитие самостоятельности, уме ния работать в парах и группах.
Воспитательные:способствовать воспитанию добросовестного отношения к труду, положительного отношения к знаниям, инициативности, настойчивости, способности преодолевать трудности для достижения цели.
В виде проблемного вопроса обращаю внимание ребят ; какую тему мы продолжаем изучать.
а. без него не прожить и минуты.
б. самый распространенный химический элемент в природе.
Г. ось. вокруг которого вращается вся химия
Сл.№1
2.Актуализация знаний учащихся.
Химический диктант
Ребята, я предлагаю вам выполнить это задание для того, чтобы вы вспомнили ключевые понятия прошлого урока..
Актуализируются опорные знания учащихся. Ребята подготавливаются к восприятию нового материала.
« Веришь не веришь»
- Веришь ли ты, что его химический элемент « О» ?
- 2.Веришь ли ты .что его молекулярный состав « О2 « ?
- Веришь ли ты .что он входит в состав воздуха.?
- Веришь ли ты ,что он газ ?
- Веришь ли ты ,что он может быть жидким.?
- Веришь ли ты ,что человек дышит только чистым кислородом.?
После разминки даю химический диктант письменно. Раздаю задания. Приложение №1
Дублирует ученик на кодоскопе. Для проверки вывожу код ответа на слайде.
2. Целеполагание и планирование.
Определение темы и целей урока.
Гореть, светить и окисляться.
Со мной в оксиды превращаться.
Да, будет свет, тепло и жар.
Мой кислорода это дар !
Какие фразы из этого стихотворения говорят о признаках химических реакций?
Продолжаем изучение темы ; Химические свойства кислорода. Горение сложных веществ.
3. Изучение нового материала.
Ключевые фразы на экране; Уметь записать уравнения реакций.
Уметь назвать хим. вещества.
Узнать химические свойства кислорода
На прошлом уроке мы рассматривали , что кислород вступает в реакции – какие?
Окисления и горения. Вспомним эти реакции. Видео фрагмент урока; горение простых веществ серы и угля
. Называем вещества. Дети отвечают, что в составе образовавшихся в результате реакций веществ находятся два элемента , один из которых кислород. Оксиды
Для закрепления самостоятельно написать уравнение реакции горении магния ,железа в кислороде.
Дети осознают содержание понятие оксиды. Обеспечение взаимопомощи в ходе парной работы. Выполняем задания ; Выбрать оксиды из списка веществ. Приложение № 3
Обращаем внимание, что в кислороде горят не только простые вещества, но и сложные.
Демонстрационный опыт; Горение сложного вещества ; Дихромата аммония.
Определяем признаки реакций. Выясняем, какие вещества образовались.
Записываем горение сложных веществ; аммиака, метана и др.
СН4 +2 О2 = СО2 +2 Н2 О Поясняю сущность этих реакций.
2NH3 + 3 O2= N2 O 5+3 H2 O
Выясняем, что есть реакции окисления, которые протекают не так ярко и энергично, но имеют большое значение в природе. Это реакции медленного окисления.
Идет ли эта реакция с выделением теплоты? Да.
Сопровождается выделением света? Нет. Примеры
Влажные семена , загруженные в элеватор. Гниение навоза.
Работа по закреплению полученных знаний.
Выполнить след. Задания.; Среди перечисленных явлений выберите те ,которые относятся к реакциям медленного окисления:
- сжигание угля в печи.
- гниение упавшего дерева.
- влажная трава, убранная в стог.
- зажжение олимпийского огня
- сжигание серы в колбе с кислородом.
- гниющие остатки растений в компостной куче.
- воспламенение нефти.
Ответы оцениваются .
Но ведь запас кислорода не безграничен. Вы согласны со мной.?
Идет беседа о получении кислорода в природе:
Фотосинтез: на слайде реакция фотосинтеза.
Озон---гроза слайд.
Подводим итог урока. Усвоены ли понятия : Горение , медленное окисление?
Горение сложных веществ
Значение кислорода.
Самые удачные ответы оцениваются.
Домашнее задание ;параграф 23,24 упражнение 6,7. стр.59.
Учебник под редакцией: Г.Е.Рудзитис. Ф.Г.Фельдман.
Приложение 1
Поставьте знак «+», если предложенное утверждение подходит к кислороду,
«-», если не подходит.
1. В промышленности получают из воздуха;
2. Сложное вещество;
3. При обычных условиях бесцветный газ;
4. Собирают вытеснением воздуха;
5. В природе встречается только в составе сложных веществ.
б. Собирают в перевёрнутый вверх дном сосуд;
7. В лаборатории получают из <марганцовки»;
8. Газ, имеющий залах;
9. Газ поддерживает горение;
10. Тяжелее воздуха;
11. При температуре - 183 0С превращается в жидкость;
12. Входит в состав минералов, горных пород, песка,
13. При обычных условиях — жидкость;
14. Входит в состав воздуха;
15. Образуется в природе в процессе фотосинтеза.
Приложение З
Химические свойства кислорода Уровень 1
Из списка веществ выберите оксиды и дайте им названия:
ВаО, СаS , NаС1, Na2O,, СO2 , AgCI , MgO , H 3PO4, .
Напишите уравнения реакций получения следующих оксидов: Уровень 2
MgO , AI
2O3 , P2 O5 ,
На основании данных значений валентности выберите из списка веществ формулы оксидов,
которые составлены правильно.
NaO , CaO , B 2O 3 , SiO 4 , Li 2O , AiO3.